...Хайруллина Г.Ш.

«Развитие художественно - творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности» 


Хайруллина Гульшат Шарифьяновна,

воспитатель МАДОУ №51 г.Салавата

 

  Дизайн-искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые соединяют в себе высокий профессионализм, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства, неповторимость природы. А природа настолько сказочна и богата, что при встрече с ней нас переполняют чувства. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей, однажды не покинет их.

  Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. В последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов. Современное общество глубоко заинтересованно в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

   В процессе работы и общения с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности художественно-творческого направления и в совместной деятельности взрослого и детей, выявила, что почти каждый ребенок проявляет интерес к дизайнерской деятельности. После того, как дети познакомились с историей дизайна, увидели красоту дизайнерского труда, у них появилось желание заниматься этим видом искусства.

  Основная цель - формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении окружающего мира доступными для ребенка художественными средствами.

   Нами были определены следующие задачи:

-Развивать фантазию, воображение, наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.

-Учить создавать оригинальные аранжировки из природных, искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат.

-Формировать предпосылки поисковой деятельности.

-Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.

-Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

  В ходе работы педагог не навязывает детям правильных образцов, а дает возможность каждому ребенку фантазировать, активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

Элементы дизайна присутствуют при реализации образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» (рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд), т.к. в старшем дошкольном возрасте дети наиболее сензитивны к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью.

 В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми техниками работы с ними.

В дошкольном  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

  Дети осваивают обобщения, простейшие закономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.  

  Педагоги используют различные методы активизации мыслительной деятельности: проектно-исследовательский, проблемные ситуации, активные методы (моделирование).

 В процессе дизайнерской деятельности дети   знакомятся с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов (соленое тесто, природный и подручный материалы, ткань, бисер) и  технологиями («Лентоплетение»,  «Квилинг», «Декупаж», «Витраж»).

Тематика работ разнообразна. Это архитектурно-художественное моделирование:  «Праздничная улица», «Детский сад будущего», «Дизайн клумбы»;

-   дизайн интерьера: «Наша группа», «Новогодние фантазии» (оформление группы).  

-    дизайн одежды и украшений:  «Космическая одежда», «Праздничное платье»,  «Украшение для мамы»;

- дизайн посуды: «Чайный сервиз», «Поднос для любимой мамы», «Волшебное превращение». Маленькие дизайнеры научились видеть и поэтапно реализовывать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы,  «Стаканчики для карандашей»; «Вазу для мамы»; «Посуду для кукол»;

   Для успешной работы с детьми педагог организует:


  • Предметно-развивающую среду группы (интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и «одомашнивание» помещений).
  • Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изобразительной деятельности.
  • Наблюдения природных объектов, предметно-пространственной среды ДОУ, результатов собственной дизайн-деятельности.


  Творчество детей в ходе изготовления поделок - это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение - именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л.С.Выготский, «Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».

  При восприятии конечного результата своего творчества старшие  дошкольники проявляют  активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Они дают оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.  

   Участвуя совместно со взрослыми в оформлении группы и детского сада, дети чувствуют себя активными создателями красоты, эмоционально откликаются на прекрасное в природе, одежде, помещении, окружающем мире.

  Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к основам дизайнерской деятельности педагоги ДОУ рассматривают как основу развития деятельной и саморазвивающейся, творческой личности.