...Кондратьева Т.П.

Консультация

для воспитателей группы раннего возраста на тему:

«Развивающая предметно – пространственная среда

в группах раннего возраста»

 Кондратьева Татьяна Павловна,
воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата


Опыт работы с детьми раннего возраста приводит к выводу: к организации, развивающей предметно – пространственной среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. «Группа – наш второй дом», - вот идея, которой нужно руководствоваться при оформлении помещения для пребывания малышей. В процессе игр- занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины.

При организации, развивающей предметно – пространственной среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов, оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребёнку.

      Помещение группы должно быть зонировано. При зонировании нужно учитывать основные направления развития ребёнка третьего года жизни:

-  развитие двигательной активности;

- развитие речи;

- развитие процессуальной игры;

- развитие предметной деятельности.

     Самостоятельная игра ребёнка во многом зависит от того, как взрослые организуют развивающую предметно – пространственную среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки. Укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть своё место в группе.

И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.

    Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных п цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух – трёх частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя – тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по – другому. Например, мячи различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда сами могут собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребёнка. Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающие створки, в которых располагаются игрушки. Например, объёмные геометрические фигуры (кубы, шары, кольца), предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.

     Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катиться, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой стороне грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

     Необходимо создавать условия для экспериментирования ребёнка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.д.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», «послушай, кто так кричит?» и др. Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан и т.д. Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении со взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужна зона отдыха, в которой ребёнок может более тесно пообщаться со взрослым. В этой зоне возможно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравиться, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать сказки.

         Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, юбочки и накидки. Уголок ряженья наполняется в течении всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и т.д.). Такая организация развивающей предметно – пространственной среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребёнка и способствует его благоприятному развитию.



Консультация для родителей по ПДД. Безопасность детей - забота взрослых

 Кондратьева Татьяна Павловна,
воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата

Родителям о правилах дорожного движения

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они прежде всего отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что могут сделать, — это быть хорошим примером для подражания.

Правила безопасного поведения на проезжей части

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий — отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.п.), закрывающих обзор проезжей части.

Дорога с ребенком в детский сад и обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет с 5—6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5 — 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребенка на улице, соблюдая следующие обязательные требования:

♦ из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребенок привыкал идти по улице не спеша;

♦ перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;

♦ приучите детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах и перекрестках;

♦ никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;

♦ увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;

♦ выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);

♦ переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;

♦ там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;

♦ при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;

♦ из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите первыми, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас — этим вы приучите его не смотреть по сторонам;

♦ привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;

♦ покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;

♦ следите за тем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.

ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД — плохой пример заразителен, а ребенок обучается правилам безопасного поведения на проезжей части прежде всего на вашем примере.

ПДД для родителей с детьми раннего возраста

В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.

Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:

♦ при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1—1,5 м от взрослого едут детские саночки);

♦ подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом;

♦ при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;

♦ при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на дороге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.

Правила перехода улицы

Обучая ребенка грамотному переходу улицы, объясните ему, что необходимо строго, поэтапно соблюдать следующие правила.

♦ Найдите безопасное место.

Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.

♦ Остановитесь на тротуаре возле обочины.

Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдения и оценки ситуации. Никогда не выходите, а тем более не выбегайте на дорогу с ходу.

♦ Прислушайтесь и осмотритесь.

Прислушаться — значит «выбросить» из головы посторонние мысли. Помните, что транспорт, представляющий опасность, может быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.

♦ Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать.

Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: за медленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.

♦ Если поблизости нет транспортного средства, переходите дорогу под прямым углом.

Нет поблизости — значит, нет ни приближающегося, ни стоящего, т.е. ничто не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.

♦ Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.

Смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка на дороге может измениться: внезапно появится автомобиль или транспорт, ехавший прямо, вдруг повернет.

Может так случиться, что обзор будет закрыт, а перейти надо именно в этом месте (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина): в этом случае подойдите к дороге, помня, что обзор ограничен, приостановитесь, осторожно выглянете (что там, за стоящей машиной?) и, если есть опасность, спокойно отойдите назад.

Правила перевозки детей в автомобиле

Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

♦ пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на

короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку);

♦ дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар; обязательно пользуйтесь автокреслами;

♦ как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);

♦ во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;

♦ автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) — это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно- координационных навыков, умения контролировать ситуацию.

ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!

Тест для родителей

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте на вопросы предлагаемого теста.



  1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:



а) до 3 лет;

б) еще до школы;

в) в школе;

г) с 10 лет?



  1. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:



а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно?



  1. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:



а) действую, как мне удобнее и быстрее;

б) стараюсь соблюдать;

в) всегда соблюдаю.



  1. Есть ли в семье автомобиль:



а) да;

б) нет?



  1. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребенок-дошкольник:



а) на переднем сиденье;

б) стоит позади передних кресел;

в) сидит на заднем сиденье;

г) сидит в автокресле на заднем сиденье?



  1. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:



а) говорю, чтобы был внимателен на дороге;

б) обсуждаем маршрут движения;

в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?



  1. С кем гуляет ваш ребенок:



а) один; я наблюдаю из окна:

б) гуляем вместе: ребенок играет, я сижу на лавке и разговариваю с соседкой:

в) нахожусь рядом с ребенком, контролирую ситуацию?



  1. Как вы знакомите ребенка с ПДД:



а) в форме игры;

б) в форме советов и предостережений?



  1. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме:



а) есть;

б) нет?



  1. Обучение детей правилам безопасности на дороге — это задача:



а) ГИБДД;

б) детского сада;

в) родителей.