...Лисицина Н.П.

Консультация для воспитателей:

"Развитие умения детей работать в группе сверстников

через театрализованную деятельность"

Лисицына Наталья Павловна,

воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата

 

         Хочу поделиться опытом работы по формированию умения детей работать в группе сверстников на примере театрализованной деятельности. «Работать в группе», — значит взаимодействовать. Одним из типов взаимодействия является сотрудничество. Наш детский сад вот уже несколько лет в образовательный процесс внедряет технологию «Обучение детей навыкам сотрудничества», разработанную Е.М.Фадеевой. За основу моей работы были взяты образовательные задачи третьего этапа, данной технологии, где участники совместной деятельности:

— осознают общую цель,

— планируют процесс ее достижения,

— распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера,

— осуществляют взаимоконтроль,

— несут индивидуальную ответственность за полученный результат.

Осуществляя любую деятельность, ребенок, прежде всего, должен хорошо представлять ее конечный результат. И, не только понимать коллективную цель, но и принимать, осознавать, озвучивать ту индивидуальную цель деятельности, которая отводится ему. На практике хорошо видно, что, если ребенок не проговорил, значит, он не понял, что от него требуется в совместной деятельности. Все заняты своей работой для достижения одной общей цели, а он остался в стороне.


  1. Поэтому, на первом этапе работы дети учились принимать цель:


— Сначала индивидуально через игры «Измени голос», «Узнай животного», детям индивидуально давались задания — изобразить животного.

— Далее дети объединялись в пары, педагог давал задание, например, изобразить «Дерево и кошку», «Птичку и собаку», «Цветок и бабочку». И дети, договаривались друг с другом, кто, что будет изображать. Используя речевые формулы: «Что ты хочешь показать: бабочку или цветок? Можно я покажу цветок?», дети проговаривали друг другу цель своей деятельности. Возникали моменты, когда обоим хотелось играть одну роль. С помощью считалки разрешались спорные моменты.

— В играх «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», «Воображаемое путешествие» и др., дети в группе сверстников учились договариваться о предстоящей деятельности: выслушать предложения участников группы, выбрать одно из предложенных, обговорить деятельность показа.


  1. Следующий этап работы — это планирование процесса и распределение ролей, который строился на театрализации известных детских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». Детей учили планировать свою деятельность, определяя, что будем делать сначала, что потом. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, о значимости знака при переносе действия из внешнего во внутренний план, фиксировали все намеченные шаги с помощью условных обозначений. Объединялись в пары (позже в тройки), договаривались о распределении роли, подбирали материал (костюм или музыкальный инструмент) для осуществления деятельности, осуществление самой деятельности.


Спланировав деятельность, дети распределяли роли. При распределении ролей, первоначально шло обучение детей договариваться в парах. В совместную деятельность вводилась новая роль — костюмер. Костюмер — человек, ответственный за театральный костюм. Объединяясь в пары, с помощью картинок, дети договаривались друг с другом, кто какую роль будет выполнять, используя речевые формулы, выражая свое желание, спрашивая мнение партнера: «Я хочу быть актером. А кем бы ты хотел быть? Давай договоримся, сегодня буду я актером, а завтра ты».

Далее в совместную деятельность вводилась новая роль — музыканта. Аналогично, как в паре, так уже и в тройке приходилось договариваться о распределении ролей.

До последнего момента роль режиссера сказки отводилась взрослому. Но на последнем этапе работы главной задачей стояла «Принимать на себя роль лидера и действовать в рамках обозначенной роли». В совместной беседе с детьми мы выявили те личностные характеристики, которыми должен обладать режиссер:

— знать хорошо сюжет сказки;

— быть артистичным;

— уметь организовывать деятельность сверстников;

— уметь разрешать спорные моменты;

— следить, все ли заняты делом и выполняют свои обязанности.

Совместно с режиссером обсудили его деятельность:

— контролирует деятельность каждого члена группы;

— при необходимости — помогает;

— с помощью считалки разрешает спорные моменты;

— несет ответственность за каждого члена группы и общий результат.


  1. Следующим этапом данной работы было обучение детей осуществлению взаимоконтроля. На данном этапе у детей уже сформированы представления о работе артистов, режиссера, декоратора, музыканта. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив и что от каждого зависит успех спектакля одинаково, какую бы роль он не выполнял. Дети начинают в своей микрогруппе, при подготовке к театрализации, контролировать друг друга, помогают, подсказывают друг другу, как лучше сделать.


Каждый раз, после драматизации сказок с детьми проводилась рефлексия.

— Удалась ли нам постановка сказки?

— Понравилась ли вам ваша сегодняшняя роль?

— Испытывали ли вы сегодня затруднения?

— При распределении ролей все ли участники группы смогли высказать свое мнение, все ли были услышаны?

— Каким образом распределялись обязанности в вашей группе?

Проводя рефлексию с группой детей в 20 — 25 человек, трудно услышать малоактивных, застенчивых детей. Поэтому вопросы, на осознание ребенком прошедшей деятельности, на осознание его самого как субъекта в этой деятельности, целесообразнее задавать индивидуально.

Обучая детей навыкам сотрудничества, через театрализованную деятельность, первоначальная сложность была в желании детей заполучить самую привлекательную роль — роль актера. Дети не считались с желанием партнера по совместной деятельности. Активные дети при распределении ролей, высказываясь «Я буду!», заполучали то, что хотели. Молчаливые дети просто с этим соглашались. С помощью речевых фраз: «Кем ты хочешь сегодня быть? Давай, сегодня будешь ты, а завтра я», учили детей выслушивать, прислушиваться, считаться с мнением партнера по совместной деятельности, выражать свое желание и договариваться о предстоящей деятельности с партнером по игре. Выстраивали деятельность так, чтобы каждый ребенок побывал в разной социальной роли. И положительно оценивая деятельность ребенка, сравнивая его результат с его же результатом, мы тем самым оказывали поддержку в его саморазвитии.

Театрализованная деятельность является благодатной почвой для развития детского сотрудничества, потому что сам характер деятельности предусматривает взаимодействие большого количества людей, и даже в театре одного актера важны совместные действия нескольких человек. Поэтому, формировать навыки умения детей работать в группе сверстников, и в равной мере отвечать за общий результат деятельности, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач дошкольного образования.