...Садриева С.А.

Консультация для родителей:

"Семья глазами ребёнка"


Садриева Светлана Анатольевна,

воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата


       «Все счастливые семьи похожи друг на друга,- считал Лев Николаевич Толстой. – Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Позволим себе не согласиться с категоричностью классика: мир семьи разнообразен и многолик. Он дает родителям почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие и детях. Конечно, семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая трудности, человек совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими друзьями. Увы, не всегда это просто и легко, скорее, наоборот…

       «Такие приличные люди, а ребенок – ну, сущий бесенок!» - судачат знакомые.
«И в кого ты такой? - горестно вздыхает мама. - Вроде бы ни я, ни папа тебя такому не учили! Мы для тебя все только самое лучшее, а ты…» - и слеза по щеке.

       Семейная ситуация, которую взрослый человек оценивает как положительную, может, как это ни парадоксально, совершенно противоположно восприниматься детьми. Ведь  ребенок - не просто объект воспитания, он - Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

       Поэтому, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас, как интерпретирует происходящее. Его «хорошее» или «плохое» поведение – не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда очевиден и понятен нам, взрослым. Но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Возможно, нам возразят «ортодоксы от педагогики», но ребенок во многом сам определяет, каким ему быть, воспитывает себя.

     Живя в семье, он накапливает большой опыт межличностных отношений. Правильно или искаженно малыш воспринимает, как родители относятся к нему: избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют ее, доброжелательно воспринимают его или нет. Со временем он начинает размышлять, нужен ли он родителям, любят ли его, значим ли он для них? В то же время формируется и отношение ребенка к родителям: любит ли он сам родителей такими, какие они есть; может быть, он чувствует их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить? Дорогие мамы и папы! Вслушивайтесь, всматривайтесь: его осмысление взаимоотношений с вами, родителями, проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.

     Кстати, многое о ребенке могут рассказать его рисунки, особенно если предложить ему темы: « Моя семья », « Мое заветное желание », « Чего я боюсь » и т. д. По тому, КАК и ЧТО ребенок рисует, можно сделать вывод о его душевном состоянии.

      Возьмем для примера рисунок « Моя семья ». Интересный психологический тест-рисунок, простой в проведении, довольно сложен для толкования, так как требует не только знания и опыта, но и наличия некоторой проницательности. Признаемся, иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей, особенно для внимательных и любящих.

      Итак, ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание ненавязчиво можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Дайте ему альбомный лист, простой и цветные карандаши. Предлагая нарисовать «нашу семью»  или «нас всех», не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, не нужно подсказывать ребенку, кого и как рисовать,- пусть рисует так, как он это себе представляет. В его картинке отразится то, как он себя чувствует в семье, как оценивает свое место в ней. Оценка эта может проявиться сразу – на отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуацией у ребенка может появиться защитная реакция - хочу рисовать другое, и все тут!

    После того как малыш закончил рисовать, похвалите его, спросите, кого он изобразил  на рисунке, подпишите вместе с ним персонажей. Поговорите с ребенком, поинтересуйтесь, что они, члены семьи, делают, весело им или грустно, почему? И…не торопитесь с выводами. Результат может в большей степени зависеть от сиюминутного настроения ребенка, его желания или нежелания рисовать, вашей способности понять истинные причины происходящего с ребенком.

    Давайте рассмотрим рисунок подробнее. Особенного внимания заслуживает искажение реального состава семьи – порой это сигнал эмоционального конфликта, неблагополучных отношений, душевных переживаний ребенка. « Забытый» человек может быть чем-то неприятен автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют вовсе или нарисованы мелко, схематично, без лица – братья и сестры. Это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание.

      Расположение и размеры фигур указывают на особенности взаимоотношений в семье. Кто на рисунке выше ростом – тот, по мнению юного художника, главный человек в семье; кто ближе всех расположен к ребенку – тот наиболее желаем для него в общении. Если малыш нарисовал себя отдельно от всех – он ощущает свою изоляцию. Иногда ребенок не рисует себя. Это тревожный симптом: малыш как бы не включает себя в состав семьи, или, напротив, рисует только себя, что свидетельствует о некотором эгоизме ребенка.

     Ребенок с заниженной самооценкой, как правило, располагает рисунок лишь на небольшой части листа. Тревожные и неуверенные в себе дети могут по несколько раз перерисовывать свой рисунок, стирать отдельные его элементы, опять предпочитая занимать не все пространство листа, а лишь его часть. Красноречива и цветовая гамма рисунка: яркие, жизнерадостные тона (желтый, зеленый, голубой) говорят о положительном состоянии ребенка, использование «мрачных» красок – черных, темно- синих - о сниженном эмоциональном фоне.

       Мелочей в рисунке нет, поэтому обратим внимание на детали. Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше 5 лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на нарушения в сфере общения.

      Если уж мы заговорили о прорисовке отдельных  частей тела, то символика рисунка будет следующая: голова – разум и контроль; тело – чувства, страсти; шея – возможность осуществления контроля разума над эмоциями; руки – установление контакта с близкими людьми; ноги – опора в реальности, свобода передвижения. Обратите внимание на лица тех, кого нарисовал ребенок: глаза – орган печали, тревоги и контроля; уши – возможность слышать и слушать, воспринимать информацию (в том числе и критическую) в свой адрес; рот – возможность разговаривать, есть и … нападать!

      Повторимся, вариантов рисунков может быть множество, и интерпретировать их каждый будет по- своему, но… Есть некоторые характерные особенности рисунков, отражающие психологический климат в семье. Вот некоторые из этих соответствий:

     Если ребенку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи (вместе гуляют, моют посуду и т.д.). Никто не забыт, не изображен отдельно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом; рисунок внутри контура не затушеван.

    Если ребенок ощущает обстановку дома как враждебную себе. Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.

    Если ребенка волнуют конфликты, происходящие дома. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты, у некоторых нет частей тела. Есть изолированность отдельных членов семьи. На рисунке имеются очень большие и очень маленькие фигуры, преобладают вещи. Некоторых членов семьи нет вообще, или они могут быть изображены стоящими спиной.

   Если ребенку уделяют мало внимания. Автор изображает себя очень маленьким или стоящим спиной, изолированным от других членов семьи, или вообще отсутствует. Ребенок изображает себя неподвижным, а остальных – в движении. Линия рисунка прерывистая, слабая. Фигуры расположены в нижней части листа.

   Если ребенок тревожен. Рисунок внутри контура заштрихован, видны стирания, сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок может быть ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличено внимание автора к деталям, преобладание вещей.

   Вполне возможно, многое из того, что вы узнаете с помощью рисунка, не будет для вас новостью. Но, поверьте, далеко не все. Ведь в рисунке ребенок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть в данный момент, причем многое из нарисованного он не сможет объяснить словами. Это мир его глаз, рук, обоняния, его тела – мир его чувств. Попробуйте увидеть и понять его мир.

   Конечно, профессиональное толкование рисунка может дать только специалист. Поэтому, когда вас беспокоит поведение ребенка, лучше обратиться к психологу. Но и для вас рисунки ребенка могут стать индикатором состояния вашей семьи, а соответственно и вашего ребенка, его душевного благополучия.

     Что еще, кроме рисунков, поможет вам лучше понять эмоциональный мир вашего малыша?

     Замечательно будет, если вы однажды вечером, уютно устроившись на диване, вместе с ребенком займетесь рассматриванием домашних фотографий. Обсудите, какие люди на них изображены, расскажите о том, кого из них ребенок не знает. Обратите его внимание на то, какое выражение лица у человека, изображенного на фото, что он чувствует, какое у него настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

    Игры в «Дочки - матери», в «Гости» также чрезвычайно полезны как для девочек, так и для мальчиков не только в развивающем плане, но и с точки зрения диагностики.   

     «Дочки – матери» помогают ребенку осознать себя в роли родителей, почувствовать, как трудно порой бывает папе или маме со своими детьми. Согласитесь, это колоссальный социальный опыт. В таких играх можно специально разыгрывать различные жизненные ситуации: «Вечер (или праздник) в семье», «Как поднять маме или папе настроение?» и т.д. Как правило, дети отражают в своих играх то, что видят в своем окружении, проговаривают тексты, обращенные в свое время к ним, услышанные дома. Поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку.

        Семья – единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они, эти проблемы, не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребенком. Это не только ваше личное дело, но важный фактор развития личности вашего ребенка. Недаром педагоги часто говорят: «Дети – лицо своих родителей». Так пусть лицо это будет прекрасным!