Статьи, памятки родителям

Статьи в газетах. Памятки родителям


Гагаринцы и их рисунки

Мы "ЗА" здоровое будущее!

Изучаем ПДД

Праздник стал семейным



Памятка родителям "Общение с детьми"


   Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятий спортом - не менее одного часа.
  Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
  Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Понимать, что дети копируют вас, они отражение вашей семьи.
  Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, воспитывают мелочи и секунды.
  Помнить, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта, чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости, будьте милосердны.
  Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в образовательное учреждение.


Памятка родителям "О вреде наркотиков"


  Наркотики, как и алкоголь, с одной стороны, сначала снимают физическую боль, ослабляют душевные волнения и тревогу, уменьшают усталость. С другой стороны, наркомания - уход от житейских невзгод и конфликтов, это трусливое бегство от трудностей жизни. Наркомания - это убийство способности радоваться, любить, думать, бороться, добиваться успеха в жизни, убийство самой способности жить.
  В обычных условиях человеческий мозг «радуется» через встречу с прекрасным, через сильные переживания, а при введении наркотических веществ без медицинских на то показаний мозг очень быстро привыкает к этому и дает команду больше не утруждаться выработкой собственных гормонов счастья. Это является одной из причин физической зависимости. Человек становится неспособным радоваться жизни без наркотика. Жизнь без дозы становится скучной, бесцветной, но главная беда в том, что идет быстрое привыкание, и дозу приходится постоянно увеличивать. А это в итоге разрушает организм человека, его психику, личность и в конце концов, приводит к смерти.
  Уважаемые родители! Воспитывая своих детей, учите их радоваться жизни! Лучшие друзья радости - это красота в природе и в искусстве, увлекательный мир непознанного, достижения в учебе, спорте и профессии, это любовь, тепло души и домашнего очага!


Памятка родителям "О вреде пива"


   Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обосновано считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку нет среди них безвредных.
  Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, что хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных изделий.
  Пиво стало самым популярным напитком среди подростков и молодежи.
  Исторически сложилось так, что в России пиво не считают алкоголем, но бутылка пива содержит от 25 до 50 г алкоголя. Поэтому выпить бутылку пива – это то же самое, что и рюмку, а то и две водки.
  Реклама пива, звучащая ежедневно с экранов телевизоров, красочно оформленные рекламные щиты в городах, на транспортных магистралях упорно умалчивают о его вреде.
Ни в одном СМИ не сообщается, что по вредности для организма пиво можно сравнить только с самогоном, так как в процессе спиртового брожения как в пиве, так и в самогоне в полном объеме сохраняются сопутствующие алкоголю гораздо более ядовитые соединения: альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры, содержание которых в пиве в десятки и сотни раз превышает уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки.
  Насыщенность пива углекислым газом приводит к варикозному расширению вен и возникновению синдрома «пивного сердца» («капронового чулка»), когда сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь. Содержащийся в пиве кобальт способствует разрушению сердечно-сосудистой системы, а также желудочно-кишечного тракта.
  При систематическом употреблении пива происходит «сбой» в эндокринной системе человека, способствующий выработке женских половых гормонов. У мужчин уменьшается растительность на теле, набухают молочные железы, жир откладывается на бедра и бока, становится шире таз, снижается потенция вплоть до бесплодия и импотенции.
  У женщин становится грубее голос, появляются «пивные усы» и излишняя полнота. Возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги.
  Токсические вещества, содержащиеся в пиве, влияют на развитие похмельного синдрома. Потребление пива в больших количествах приводит к поражению почек.
Этиловый спирт постепенно, но неуклонно разрушает нервную систему - мозг, что ведет к полной деградации личности, а самое главное «пивного» живота и избыточного веса.
  Таким образом, вред пива для человеческого организма очень обширен:
- гибель клеток головного мозга;
- нарушение функций спинного мозга;
- цирроз печени;
- гепатит, панкреатит, гастрит;
- невропатии;
- поражение зрительного, слухового анализаторов;
- повышение артериального давления и т.д.
  Вот неполный перечень нарушений, которые вызывает чрезмерное употребление пива.
Открывая бутылку пива, подумай о последствиях.


Памятка родителям "Зачем тебе это надо?"


  Пьянство «зажигает зеленый свет» злокачественным новообразованиям. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает проникновению канцерогенных веществ в организм человека. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими. Алкоголь губительно действует на клетки головного мозга.
  Алкоголь – яд для любой живой клетки. Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительно и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов погибают. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.
  Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный током крови к головному мозгу алкоголь проникает в нервные клетки. Часть нервных клеток при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.     Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение.


Высказывания о пьянстве и алкоголе


  У. Гладстон: Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, войны.

  А.С.Пушкин о пьющих людях: Человек пьющий ни на что не годен.

  Гиппократ - древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку. Вот его слова о том, что является большой проблемой современной России: Пьянство - это добровольное безумие.


  Аристотель: Опьянение есть добровольное сумасшествие человека.

  Цицерон: Человек сам себе злейший враг.


Памятка родителям "О дорожной безопасности"


   Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!
  Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же!
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:
  ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ! Объясните ребенку, что остановить машину сразу - невозможно! Учите предвидеть скрытую опасность! Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения! Важно, чтобы ребенок запомнил, что опасной может быть даже знакомая привычная дорога.
  Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу, проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
  Пройдите вместе с ребенком по привычному маршруту и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые "ловушки", которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был запас времени, но если ребенок все же куда-то опаздывает, объясните ему, что спешка на дороге не допустима, и лучше опоздать, но остаться живым и здоровым.
  Прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести велосипед, родителям следует обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка или школьного двора. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в соседний квартал. Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно.
  Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
  Недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, перед тем как сделать шаг на дорогу, необходимо убедиться, что автомобили стоят и пропускают вас.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.
  Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, помнить, что автомобили движутся у вас за спиной. Нельзя делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Перед переходом проезжей части дороги крепко держите ребенка за руку.
  Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения.
И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.


Памятка родителям "Помните! Ребенок берет с Вас пример!"


  Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых.
Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей!


  Консультация для родителей: "Играйте вместе с детьми"


Еникеева Амина Мубараковна, воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата


  Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
  Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
  Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
  Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
  С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
  Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
  Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
  Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
  Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
  Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
  Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
  Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
  Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
  Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
  Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
  Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
  Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
  Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
  Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
  Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.


Консультация для родителей:
"Социально-коммуникативное развитие"


Лисицына Наталья Павловна, воспитатель МАДОУ №51


  В современном ДОО работа с детьми в данном направлении ведется по следующим разделам:
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- ребенок в семье и сообществе. патриотическое воспитание;
-самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
- формирование основ безопасности.
  Для определенного возраста детей рекомендуются задачи, которые способствуют прочному усвоению знаний воспитанниками. Формы организации могут быть разными, но эффективнее всего, конечно, игра.
  В ДОО встречаются дети с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают организовать деятельность, препятствуют общению ребенка с окружающими - взрослыми и сверстниками. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОО.
  Социально-коммуникативное развитие детей может осуществляться лишь в контакте с взрослыми. С поступлением ребенка в Д\с начинается новый этап в его социальном развитии. Особое значение для развития личности ребенка имеют теплые, ласковые отношения с воспитателем и хороший эмоционально-психологический климат той группы, в которой находиться ребенок. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты.
  Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, складываются далеко не сразу, дети не умеют согласовывать свои действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, разрешать конфликты. Возникающие конфликты мешают нормальному общению детей, организации воспитательно-образовательного процесса в целом.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей важное место занимает игра. Игра –ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что важные изменения в психике ребенка, в развитии его чувств, в поведении происходит в игре.
  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки- это нормы поведения, общения.
  В игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции, взаимодействовать с окружающими. В игре раскрываются у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативные опыт.
  В детском саду для социально-коммуникативного развития применяются игры:
1. Сюжетно-ролевые
2. Игры –драматизации
3. Игры с правилами и т.д.
  От воспитателя требуется умение руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно преодолеть.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Воспитатель использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, всего того, что требуется для жизни в коллективе.   Воспитание в игре- есть школа навыков культурного общения.
  Ролевая игра – это дети берут роль «взрослого» на себя и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отражая жизнь в игре, ребенок опирается на известные ему образцы: поступки, действия, взаимоотношения окружающих людей. Взрослые должны быть образцом для детей. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того, чтобы они приобрели игровые умения. Это показ простых и понятных игровых действий, цепочка действий, постановка игровых задач, которые отражают знакомую ребенку жизненную ситуацию.
  Обучая детей воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации, и, усложняя по необходимости сюжет игры, развивать их игровые умения. Воспитатель в игре должен взаимодействовать с ребенком « на равных», а тем самым помогая решить ему игровые задачи , ребенок учится от взрослого , подражая ему, его игровым действиям и самое главное его эмоциональному отношению к персонажу. Игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно, как бы изнутри, когда воспитатель входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя роль воспитатель направляет игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Надо ставить специально перед детьми игровые задачи, которые помогут развитию общения, преодолению неуверенности, застенчивости, решительности, поддержанию сотрудничества ребенка с другими детьми.
  Особое внимание эмоциональному воспитанию , навыкам общения у детей способствует театрализованная деятельность. Любимые герои становятся образцом для подражания. Играя роль, ребенок переживает поступки своего персонажа. Это влияет на развитие чувств ребенка, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности, творческих способностей, активности, самостоятельности. Театрализованная игра открывает перспективу для развития коммуникативных способностей детей. Театрализованная игра- это психотерапия.
  Игры с правилами - это игры, где соблюдаются правила и нормы поведения. В них развивается способность детей принимать правила, нормы и подчиняться им. Игры с правилами развивают чувство сплоченности и коллективизма.

  Работа, направленная на преодоление ребенком различного рода эмоциональных трудностей это длительный процесс. Изучая окружающий мир, осваивая его через игру, ребенок развивается как личность, формируются качества самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развивается собственное «Я».




Консультация для родителей на тему:

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»


 Кондратьева Татьяна Павловна, воспитатель МАДОУ №51


Социально - коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем в педагогике. его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры речи во взаимоотношениях людей.

Социализация является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка. Освоение ребёнком культуры общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребёнок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Социально- коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важнейшим элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка. Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребёнок, тем богаче его игра. В процессе игры ребёнок не просто воплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет и обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность. Через игру ребёнок готовиться к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. И наша задача правильно и умело помочь детям приобрести в игре социальные навыки. Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть. Важной формой организации совместной деятельности является игровая деятельность. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью.

Социально -коммуникативное развитие направленно на:


  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Ребёнок в семье и сообществе.
  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
  • Формирование основ безопасности.


Для развития социального познания у детей я использовала различные методы и приёмы:


  • Проведение занятий
  • Проведение сюжетно- ролевых и дидактических игр
  • Совместная деятельность детей и взрослых
  • Наблюдение
  • Беседы


Данные формы взаимодополняют друг друга. Предметно – пространственная среда создана с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом интересов дошкольников.

Для расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях трудовой деятельности был пополнен книжный уголок. В нем размещены иллюстрационный материал, подборки книг о профессиях взрослых, фотоальбомов.

Зона для сюжетно – ролевых игр пополнена необходимыми атрибутами, предметами – заместителями, которые заменяют настоящие, и которые используют взрослые в процессе труда.

В группе также отведено место для дидактических игр, среди которых находиться игры по ознакомлению детей с трудом взрослых: профессиями, орудиями труда взрослых, инструментами и т.д. всегда усложняю правила игры и добавляю несколько предметов и несколько действий. Если использовать сюжеты у детей становиться больше опыта, например, играя в больницу, у них уже не один врач, который лечит, а приёмная, специалисты. Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью». Тут же в семье может возникнуть ситуация – ребёнок заболел, возникает следующий сюжет игры – «больница». А до больницы надо на чем-то доехать, поэтому надо пригласить водителя «скорой помощи».

Сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность. по уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно – ролевой игры.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. В театрализованных играх дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Самостоятельно разыгранные роли детьми позволяют формировать у них опыт нравственного поведения. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей способствуют не только физическому воспитанию, в них происходит перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, прогулках, в свободное время. Для налаживания диалогического общения я использую настольные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

В процессе непосредственно – образовательной деятельности стараюсь включить игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей.

Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребёнка, возникает потребность в общении.

Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения, совместная деятельность, объединённая дружескими отношениями может полноценно обеспечить развитие индивидуальности дошкольника, подготовить его к новому социальному качеству.

В проблеме социально – коммуникативного развития я уделяю особое внимание, и работаю в этом направлении 3 года.



Консультация для родителей:

«Защитим ребенка от насилия»


Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Главная направленность – признание человеческого достоинства, уважение прав, прежде всего, на жизнь и свободу человека, равенства ценностей, мира и согласия. Конвенция о правах ребенка утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.

     Затронем не те права, за которые отвечает государство, а остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Первыми гарантами прав ребенка в дошкольном возрасте являются родители. И не редко же именно родители первые нарушают права ребенка…

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания.

     Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Практически каждого ребенка в детстве наказывали либо родители, либо педагоги, либо родственники. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый   стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.

     Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего проступка. Специфика наказания распознается по двум признакам.

Во-первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий не должен стремиться к власти над ребенком. Нарушение одного из этих условий превращает наказание в насилие. Все наказания можно объединить в две группы:


  •          наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви;
  •          наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью.


     Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и желаний; лишение удовольствий и развлечений и т.п. Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств. Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль.

     Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самооценка  ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию. Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т.п. Эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию.

               

     Избежать негативных последствий наказания можно при соблюдении двух условий.

Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают внимания лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он.

Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он наказан.

     Огромное число взрослых в современном обществе используют физическое наказание в воспитании детей. В литературе приводится описание последствий применения физического наказания родителями по отношению к детям:


  •          нарушение в физическом развитии и здоровье;
  •          поведенческие нарушения;
  •          эмоциональные нарушения;
  •          суицидальное поведение.


     Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, не способную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Возможно и то, что ребенок, которого в детстве родители сдерживали постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте начинает бурно демонстрировать протест. Его поведение становится трудно управляемым, приобретает черты отклонений от общепринятых нормативов (в частности, побеги из дома, фанатическое поклонение кумирам, вплоть до асоциальных поступков, например, воровства и т.п.). Тысячи детей являются молчаливыми жертвами физических воздействий родителей. Многие родители подчас даже не догадываются, какой непоправимый вред наносят своим детям. Наказывая маленького ребенка, родители часто неосознанно пользуются полной его незащищенностью и беспомощностью.

     Применяя к ребенку физическое наказание, родители показывают, что насилие и рукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической. Довольно часто последствия физического наказания сводятся ко сну и плачу ребенка. Это может свидетельствовать о трудностях в преодолении им эмоционального напряжения, не исключена нервная истощаемость ребенка.

     Наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Такие дети имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, сниженной самооценкой. Их поведение выражается в драчливости, капризности, раздражительности. Эти дети враждебно реагируют на слова взрослых, не воспринимают их критики, занимают по отношению ко взрослым оборонительную позицию. Можно предположить, что им комфортнее в одиночестве, поскольку исчезают основные источники угрозы.

     Синдром избиваемого ребенка включает в себя ряд психологических особенностей:


  •         Осознание ребенком факта применения физического наказания со стороны;
  •         Частая драчливость;
  •         Редкие проявления дружелюбия по отношению к сверстникам;
  •         Злость;
  •         Агрессия во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками;
  •         Высокая личная тревожность;
  •         Тревога во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;
  •         Ощущение нездоровья;
  •         Сниженная самооценка;
  •         Неприятие в семье.


Прибегая к любой форме воздействия на ребенка, взрослые должны помнить, что наказание должно вести к изменениям поведения. Если этого не происходит, продолжать наказывать ребенка нет смысла и вредно.

Помните, при дефиците любви становится наказанием сама жизнь…   Ребенок всегда верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

*"Мамы, папы всей страны

Это точно знать должны.

Есть права у их детишек,

Например, на чтенье книжек,

Так же на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке.

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!"

Информация

должностных лиц по правам несовершеннолетних


1. Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан в городском округе город Салават, заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Исянбаева Луиза Хайдаровна, раб.тел. 32-13-15.

2. Начальник отдела опеки и попечительства Кочетовская Наталья Михайловна, раб. телефон 32-64-74.

3. Начальник Управления образования Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан  Хабибуллина Фруза Ягафаровна,  раб. тел. 35-36-93.

4. Заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних - начальник отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Салавату Султанова Гульнур Талгатовна, раб. тел. 35-32-61.

5.  Директор МБУ Центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи «Доверие» Назарова Ирина Фаватовна, раб. тел. 35-17-40.

6. Директор МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Мир»  Овтина Гульнара Сабировна, раб. тел. 35-01-80.

7.  Заведующая отделением в городе Салават Южного межрайонного центра «Семья» Ишбаева Роза Рифаровна, раб. тел.  36-07-54.