...Ежова Н.А.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребёнка»


Ежова Наталья Александровна,

старший воспитатель МАДОУ №51 г. Салавата

 

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку. В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Постарайтесь:

  - создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

  - приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;

  -  поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;

  - если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;

  -  искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе;

  - посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

 От природы музыкален каждый.

 Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.

 Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

 Музыка детства — хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

 Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

 Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

 Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого потребуется время и терпение.

 Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.

 Какое воспитательное значение имеет песня для детей дошкольного возраста?

 Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет.

 Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры.

 Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

 Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.

 В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма.

 К. Д. Ушинский отметил: «В песне есть нечто воспитывающее душу

и в особенности чувства… »

 От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности.

Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.

 Пойте вместе с детьми и помните,

какое воспитательное значение несет песня!

 

 Как развивать музыкальный слух у детей?

 Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке.

 К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить, они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими музыкальными движениями, приучатся слушать музыку.

 Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой.

 В детском саду есть для этого все возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.

 Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре.

 Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально-слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором.

 Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащает деятельность детей, углубляет их представления, вводит мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и в процессе игр, и на прогулке - песня может звучать в любой подходящей ситуации.

 Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.

 Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

 - Музыкально -  ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями.

  Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

 - Пение  развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.

 Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции.

 Профессия певцов – профессия долгожителей, – утверждает Сергей Ваганович ШУШАРДЖАН — известный московский врач с 23-летним стажем, президент Международной ассоциации традиционной медицины, доктор медицинских наук, профессор, а в прошлом еще и оперный певец Большого театра.

 Певец, перешагнувший 90-летний рубеж, далеко не редкость. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80%  - во внутренние органы.

 Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

 Искусство пения - это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения.

 Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму,

снимают усталость и переутомление.

 В своей книге “Здоровье по нотам” С. В. Шушарджан говорит о благотворном  влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.

 Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

 звук “о- о” оздоровляет среднюю часть груди;

 звук “о - и - о - и” массирует сердце;

 звук “и -  э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции;

 звук “а -  у -  э -  и” помогает всему организму в целом.

 (Каждый звук произносится 3 — 4 раза).

 Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

 Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.

 Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

 - Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения.

 - Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

 Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи.

 - В детском саду во время игр, в группе может ненавязчиво звучать музыка Моцарта. Она действует на сознание, развивает вкус, восприятие прекрасного.

  Наш величайший ученый Э. Циолковский писал так:

 «Музыка — есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка».

 

Советы родителям

  Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать: потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т. д

  Список произведений классической музыки

для регуляции психо-эмоционального состояния детей:

  - Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности в себе – «Мазурка» Ф. Шопен, «Вальсы» И. Штраус, «Мелодии» Рубенштейна.

 - Для уменьшения раздражительности, разочарования повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата№2 И. С. Баха, «Лунная соната» Л. В. Бетховена. 

 - Для общего успокоения – «Симфония №6»Л. В. Бетховена, часть 2-я, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» И. Шуберта.

 - Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор для скрипки И. С. Баха. 

 - Для уменьшения головной боли связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» В. Г. Моцарт, «Венгерская рапсодия №1»  Ф. Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

  - Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение настроения, самочувствия, активности– «Шестая симфония», П. Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Л. В. Бетховена.

  - Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» И. С. Баха, «Симфония» Й. Гайдна